В прошлых материалах мы не раз говорили, что реально успешный и прибыльный бизнес состоит из востребованного продукта, работающей бизнес-модели и налаженной операционной деятельности. Продукт недавно обсуждали, операционку тоже. Поэтому сегодня давайте поговорим о такой важной составляющей здорового предприятия, как бизнес-модель.
И начнем с определения. Итак, работающая бизнес-модель – это концептуальная система, отвечающая за идею и жизнеспособность бизнеса. Проще говоря, это описание того, какую пользу приносит бизнес и, что важно, на чем он зарабатывает деньги. Сегодня говорим о втором на примере наглядных кейсов.
Возьмем продавцов мобильных телефонов. По сути, на продаже самих гаджетов магазины зарабатывают не так уж много. Во-первых, в этом сегменте сейчас слишком большая конкуренция. Во-вторых, у покупателей есть возможность тщательно мониторить рынок. И часто разница в цене в 100-200 гривен становится ключевой.
При этом мы, конечно, не можем сказать, что на рынке мобильных гаджетов есть только два-три мощных игрока, а остальные плетутся где-то на дне. Нет, потому что основной заработок большинства магазинов – это не смартфоны, а дополнительные аксессуары (чехлы, защитные стекла и т.д.) и сервисы (расширенная гарантия, страховка устройства). Это высокомаржинальные вещи, на которых бизнес и набирает свой основной доход.
Пример номер два тоже о телефонах. Наверное, вы помните, как лет 15 назад, во времена кнопочных устройств, черно-белых экранов и полифонических мелодий а-ля Бумер или Крейзи фрог, можно было купить телефон за 1 гривну. И дело, конечно, не в низкой себестоимости тогдашних «трубок» или небывалой щедрости продавцов. Просто операторы мобильной связи тогда, как и сейчас, зарабатывали на абонплатах. Вот только абонентов было гораздо меньше. Ведь чтобы пользоваться мобильной связью, нужно иметь мобильный телефон, а он поначалу был только у избранных. Вот самые умные операторы и построили бизнес-модель, в которой им выгодно дать человеку телефон за 1 гривну, подписать с ним контракт на год и минимум 12 месяцев стабильно получать абонплату.
Как видим, в обоих случаях именно отличная бизнес-модель вытянула бизнес и помогла ему выплыть там, где многие потонули. Поэтому преуменьшать значимость этой составляющей для успешного бизнеса уж точно не стоит.
А чтобы убедиться в стопроцентной эффективности своей бизнес-модели, пройдите бесплатный тест на зоны развития бизнеса, который мы недавно разработали. Это займет всего 10-15 минут и поможет вам лучше понять сильные и проседающие стороны своего бизнеса, в том числе и бизнес-модели. Так что действуйте. Удачи!