Если прямо сейчас собрать всех собственников малого и среднего бизнеса и задать вопрос об их главной проблеме, безусловно, большинство ответит, что это пандемия и карантин. Из-за них сильно упали продажи, и бизнес остался на грани выживания.
Увы, сегодня это действительно проблема номер один. Если речь о B2C, то покупатели уменьшают потребление, так как у них становится меньше денег. Если говорить о B2B, то клиенты закрываются либо оптимизируются, режут расходы. Как итог – у доброй половины предпринимателей сейчас вообще нет понимания, выживет ли бизнес к концу пандемии или нет.
При этом загвоздка не в самом вирусе. Да, жизнь уже не будет прежней, правила игры изменились, рынок больше не станет таким, как раньше. Но, по сути, бизнес сталкивался с похожими вопросами и раньше. Просто карантин стал своего рода катализатором, который схлопнул рынок и обнажил проблемы, которые даже после пандемии никуда не исчезнут. Их нужно лечить, независимо от прогнозов МОЗ по поводу возвращения к нормальной жизни. Лечить, чтобы подобные форс-мажоры больше не могли застать бизнес в безоружном состоянии.
О каких конкретно проблемах речь?
Распределим ключевые зоны развития бизнеса на три категории: на стороне продукта, бизнес-модели и операционной деятельности.
Продукт. Сейчас, чтобы выжить, предприниматели включают активные продажи и начинают жестко конкурировать. В том числе, к сожалению, и ценой. Если у бизнеса нет запаса прочности или он стоит на глиняных ногах (зависит от одного-двух заказчиков или предлагает клиентам единственную услугу), выжить будет крайне непросто.
Бизнес-модель. Если владелец не может отследить ключевые показатели прибыльности своего бизнеса и даже не имеет инструментов для этого (PNL, баланс, кэш-фло), то и понимания того, как можно изменить текущую ситуацию, не будет. Он и дальше может делать скидки, вкладываться в рекламу, содержать большой штат и неоправданно дорогой офис, не осознавая, что через пару месяцев на это уже не останется средств. Бизнес-модель – это карта. Конечно, можно передвигаться и без нее, но максимум – к ближайшему магазину. А вот отправиться в большое плавание и не заблудиться – без карты никак.
Операционная деятельность. Говоря о проблемах операционной деятельности, имеем в виду моральное и функциональное состояние команды, ее эффективность. Если капитан ведет судно вслепую и не может объяснить команде, когда и в каком порту они причалят (и причалят ли вообще), мотивация матросов будет на нуле. Ну а если их еще и заставить драить палубу, когда в борту зияет огромная пробоина, а судно идет ко дну, вероятно, члены команды спустят спасательные шлюпки и оставят рулевого тонуть в одиночестве. И, кстати, будут правы.
Ок. И что теперь делать?
Проблемы выявили, и это уже здорово. Но что делать дальше?
1. Принять действительность
В мире бизнеса многое поменялось, игроки трансформировались, бизнес-модели, которые были действенны еще полгода назад, уже устарели. Поэтому важно понять: чтобы пережить карантин, нужно тоже решительно меняться. «Как раньше» уже не будет. Никогда.
2. Найти «узкие места» бизнеса
Приняв неизбежность изменений, важно понять, с чего начать трансформацию своего бизнеса. Для этого стоит честно ответить себе на три ключевых вопроса.
• Есть ли у меня клиенты и востребован ли мой продукт?
• Убыточен я или прибылен?
• Эффективна ли моя команда?
Найдя таким образом самое узкое место своего бизнеса, вы тем самым определите точку приложения усилий – направление, которое требует первоочередной доработки.
3. Действовать
Организуйте методику коротких спринтов. За каждый спринт (2-4 недели) нужно решить одну конкретную проблему бизнеса. Например, привести в порядок «обертку» продукта, изменить его свойства или внедрить систему финансового учета. Когда проблема решена, фиксируем результаты, находим следующее узкое место, запускаем второй спринт – и так по кругу.
Сколько спринтов нужно сделать, чтобы бизнес был в порядке? Как в анекдоте об отжиманиях Чака Норриса – все. Чтобы добраться до вершины, пусть даже промежуточной, и не свалиться с нее при первом же дуновении ветра, важно всегда быть в тонусе, анализировать положение дел на рынке и созидать, чтобы бизнес становился еще сильнее.
Ведь если ничего не делать, то ничего и не получится, правда?